адаптация малыша в коллективе
В 1-ый год жизни малыша рядом с ним находятся мать и папа. Но вот он подрастает, и приходит время расширять круг общения.
Вначале это всего только проверка: «Правильно ли я сообразил, что потому что Маша либо Петя, делать нельзя?». Либо попытка осознать, почему сверстник поступил так либо по другому. Если вы воспринимаете рассказы малыша как повод для «разборки», не стремясь слушать обратную сторону и достигнуть справедливости, ваш ребенок может приобрести привычку жаловаться. Журнальчик «Shape-Мама» решил узнать, с какими трудностями предстоит столкнуться крохе и как предки могут посодействовать собственному чаду их преодолеть.
Операция «Адаптация»
Не принципиально, отдаете ли вы малыша в садик (ведете на праздничек либо отправляете в лагерь) в два года либо в 5, ему, так либо по другому, придется пройти все стадии привыкания к коллективу:
Разлучница-разлука
А вот наказания и порицания здесь никак не посодействуют. Ругать малыша в схожих ситуациях совсем глупо: он вправду еще не дорос до осознания того, что поступает плохо.Совершенно не непременно, что в 5 лет малышу будет легче приспособиться в коллективе, чем в два года.
Чаще дискутируйте с отпрыском либо дочкой о нормах поведения, о том, что у других людей могут быть свои чувства, желания, потребности. А еще лучше, играйтесь в ролевые игры, в кукольный театр, ведь в таковой форме освоить нужные способности поведения малышу будет еще проще. О суровой же дружбе гласить на этом шаге заблаговременно. Малыши пока разговаривают по принципу: «с кем играю, тот мне и друг».
В 3–4 года ребенок начинает относиться к коллективу как к развеселой компании, в какой можно замечательно провести время. Но прислушиваться к другому человеку, учесть все его интересы и особенности он еще не умеет.
Что делать?
В этом возрасте детки — мелкие эгоисты. И это нормально. Но поощрять это все таки не стоит. Ребенок должен привыкнуть к тому, что мать время от времени может уйти, но непременно возвратится, потому и принимать это он должен тихо. Не считая того, крохе нужно научиться осваиваться в чужом пространстве и не страшиться сторонних людей. Никогда не пугайте малыша опасностями, вроде: «Будешь так себя вести, уйду и оставлю тебя одного».Все по-моему!
Проверка реакции
Попадая в группу для себя схожих, ребенок совершает открытие: оказывается, малыши вокруг него — живы существа, а не «большие игрушки». Малыш опять и опять будет инспектировать реакцию окружающих: «Что будет, если дернуть за волосы куколку? А девченку Катю? О, она визжит, рыдает, дерется! А почему же куколка молчит? Как любопытно!».
Что делать?
Безустанно повторяйте ребенку о том, что люди вокруг такие же, как и он, живы. В одних ситуациях им может быть больно и неприятно, в других они испытывают удовлетворенность и наслаждение, Обучите собственного кроху делать комплименты, обымать и разглаживать другого человека. Играя с ребенком, всегда сообщайте ему о собственных эмоциях — сделал ли он для вас больно либо приятно. 1-ая сложность, с которой сталкивается ребенок, — расставание с матерью. Даже если он сам заинтересован в разговоре с другими детками, для того чтоб оторваться от обычной домашней обстановки, малыш должен быть к этому подготовлен.Что делать? Приблизительно с 9–10 месяцев практикуйте недлинные «разлуки», оставляя малыша с кем-то из близких, и их совместные «выходы в свет».
Если ранее ребенок желал быть «как все», то сейчас ему принципиально найти свое собственное место, осознать, в какой роли ему комфортнее всего — фаворита либо тени, ведущего либо ведомого, — и отыскать те средства, которые посодействуют утвердиться. К огорчению, взоры самого малыша и коллектива совпадают далековато не всегда, что приводит к неминуемым конфликтам. 2-ой принципиальный момент — начало «настоящей» дружбы.
Не тайна, что время от времени предки, сами того не хотя, содействуют выработке определенных свойств, из-за которых у него могут появиться трудности в коллективе.Ябедничанье Кого принято именовать ябедой? Того, кто ведает более «сильному» о проступке товарища, преследуя какую-то выгоду себе либо же зная, что того накажут.
Если у малыша всего этого нет, он может ощутить себя изгоем. А на этом шаге для малыша нет ничего страшнее, чем быть отвергнутым коллективом.
Что делать?
Повторять нескончаемо «живи собственной головой» глупо. Для малыша «общая» голова всегда будет вернее. Зато, побыв «как все», он приобретет некоторую точку опоры для развития своей особенности, так что препятствовать этому не стоит. Разницу меж этими понятиями необходимо начинать осваивать со «своего». Равномерно малыш должен осознать, что ему незачем «защищать» свое имущество, напротив, от всего сердца предложив другому ребенку свою игрушку, он сумеет вовлечь его в совместную игру — конкретно так и рождается искренняя щедрость.Как поступить:
Возможно окажется напротив: очутившись посреди малышей, издавна миновавших трудности привыкания друг к другу, он испытает дополнительный стресс.Куда все, туда и я! В возрасте 4–5 лет малыши начинают обращать повышенное внимание на преимущество коллективных действий: достигнуть можно большего, а всем вкупе «попадет» меньше. В детской речи все почаще заместо «я» звучит «мы»: «мы придумали», «мы решили», а в коллективе возникают 1-ые фавориты, заводилы, прямо за которыми вся группа будет отрадно лить суп в рукава либо плеваться во время тихого часа.
Направьте внимание на то, с кем дружит ваше чадо. При всем этом не стоит выражать недовольство, если его друг для вас кажется «неподходящим». Лучше поинтересуйтесь, какие черты нрава и поведения так завлекли вашего малыша. Обсудите, в каких случаях они идут на пользу, а когда в ущерб.
Родителям очень принципиально проявить внимание к «общественной» жизни малыша, чтоб быть рядом, если малыш окажется втянутым в конфликт. Помогите ему разобраться, какими способами можно захватить авторитет посреди сверстников, чем привлечь их внимание. Ведь сценарий поведения в обществе других людей закрепляется конкретно в этот период. Если он окажется дисгармоническим, в предстоящем поменять его будет очень трудно.
С сих пор коллектив уже не сплоченная группа, он разбивается на маленькие компании. У малыша возникают самые близкие друзья, с которыми он тесновато разговаривает: перезванивается, вкупе играет в саду либо на площадке, конкретно их приглашает в гости, делится с ними своими радостями и горестями и готов сам им во всем оказывать помощь и поддержку.Что делать? Что необходимо сделать, чтоб малыш и сам мог проявлять их, но во благо для себя и окружающим.
Учите малыша рассматривать поступки и их последствия. В этом возрасте он только осознает, что все на свете взаимо-связано и, до того как что-то сделать, необходимо пошевелить мозгами, к чему это может привести.
Родительский совет
Морально-этическая сторона поступков деток не интересует, им принципиально сделать, как все. Воспитатели и предки на этом шаге часто собственный авторитет теряют, и их мировоззрение в расчет не принимается, — главное, чтоб одобрили сверстники! Очередное новоприобретение — потребность смотреться, как все: носить такую же одежку, прическу, иметь такие же игрушки.
Длительное время малыш стопроцентно находится в зависимости от вас: ест с ложечки, прогуливается за ручку и строит пирамидку под вашим проницательным управлением. Но в какой-то момент кроха непременно «выйдет в свет», чтоб попасть в общество других деток. На детской площадке, новогодних елках, в театре либо просто в гостях у ваших компаньонов ему придется выстраивать дела по внегласным законам малеханького коллектива.
Как поступить:
- Поинтересуйтесь, как сам ребенок относится к происходящему и как может решить делему, если это нужно.
- Обсудите, приведут ли предложенные им деяния к хотимому результату, может быть, стоит пойти другим методом.
- Не торопитесь давать оценку, пусть малыш сделает это сам.
- Если отпрыск либо дочь говорят о чьих-то поступках, приведших к грустным последствиям, поразмышляйте совместно, желал ли их «виновник», чтоб вышло конкретно так, либо это вышло случаем.
Алчность
Ребенок до 1,5 лет принимает хоть какой предмет, который держит, как продолжение своей руки — понять границы кроха еще не в состоянии. Точно так же не может он пока осознать, что означает «свое» и «чужое». Напротив, по мере сил и вещественных способностей содействуйте ублажению этой его потребности: пусть у него будут одежка и игрушки, «как у всех».Методом длительных наблюдений за детскими коллективами психологи узнали, что главное качество, делающее малыша очень пользующимся популярностью посреди сверстников, — это эмпатия. Оказалось, способность осознать, что происходит с другими, утешить, пособолезновать, поддержать, совместно порадоваться успеху, похохотать шуточке даже дети ценят в людях главнее всего.Место под солнцем
- При всем почтении к личности малыша разъясняйте ему, что, делясь с другими ребятами игрушками, он делится и собственной радостью, а вкупе им будет намного увлекательнее и веселее играть.
- Признавайте право малыша распоряжаться своими игрушками. Если он не желает дать другому поиграть собственной лопаткой, пусть растолкует для вас причину, может быть, он окажется прав.
- В благожелательной форме разъясняйте собственному чаду, что нельзя брать без разрешения чужие вещи, заодно обучите его обходительному воззванию.