как развить в ребенке самостоятельность
Желаете, чтоб ребенок был застенчивым и беспрекословным? Тогда как можно почаще употребляйте три крика:«Кто так делает? Смотри, как следует!» Ребенок решит, что только взрослые, до этого всего — предки, могут делать все верно. Они, наверняка, такими родились.
С рождения до 6 месяцев
1-ый год жизни малыша большая часть психологов именуют «периодом зависимости». На 1-ый взор ни о какой самостоятельности тут и речи быть не может. Но это не так. В 1-ые месяцы жизни ребенок получает важнейшие и стойкие уроки того, что необходимо делать, чтоб напомнить миру о собственном существовании. Одному довольно мягко пискнуть, протянуть ручки, улыбнуться — и любящая, теплая, рачительная мать здесь как здесь: накормит, переоденет, поиграет. Другому, чтоб его увидели, нужно звучно надсадно кричать, третьему внимание уделяют, только когда он болен, 4-ый же скоро усваивает, что кричи-не ори, делай что угодно — взрослые появятся только тогда, когда сами сочтут необходимым…
8. «Мама за спиной». Разбирая конфликты малыша с другими людьми, будьте априори на стороне малыша, исходите из того, что он — неплохой и любимый. Ребенок с низкой само-оценкой самостоятельным быть никак не может!
Простые кулинарные способности: к семь годам ребенок должен уметь сделать для себя бутерброд, яичницу, сварить макароны, разогреть суп.3. Наличие домашних обязательств (естественно, в согласовании с годами!), связанных с семейными делами, а не только лишь уходом за собой.
И, естественно, он лучше всех знает, куда желает направиться. Если же при всем этом сталкивается с препятствиями: как физическими (закрываемыми перед носом дверьми либо ограничениями в виде манежа), так и моральными (запретами выдвигать ящики, брать интересующие предметы и манипулировать ими) — начинает бурно протестовать.Мудрейшая мать:
2–2,5 года Практически в одночасье малыш становится основным апологетом порядка и пунктуальности. Не дай боже кому-то сесть на мамино место за столом, взять папину чашечку, двинуть кошачью миску.
Как ребенок научился снимать, а позже надевать что-то без помощи других, пытайтесь как можно пореже делать это за него.По другому: Каждый вечер в саду наблюдаю, как на банкетке лежит шестилетний Петя, на которого бабушка, отдуваясь, натягивает одну одежду за другой. Желаете того же? А еще любопытно: кто станет переодевать его в школе на уроках физкультуры?..
И на улице, в коляске, желает не спать, а глядеть по сторонам: скандалит, если укладывают. Он готов часами следить за тем, как играют малыши на детской площадке, с удовольствием присоединится к таким же крохам.
Мудрейшая мать:
Запишется с малышом в студию, станет временами приглашать в гости подруг с детками, чтоб дети могли пообщаться. Гуляя с ребенком, будет рядом — ведь он еще совсем не предугадает угрозы. Но, не одергивая, не ограничивая в попытке освоить новые движения: малыша уже необходимо катать с горки, качать на качелях и каруселях, учить висеть на кольцах и турнике.
По другому: 1-ые впечатления — важнейшие в любом деле, в том числе и в разговоре с другими людьми. 1,5–2 года «Сам» сейчас распространяется на одежку. Сам сниму, сам надену, сам решу, что носить, а что — ни за какие коврижки! Вот почему карапуз топчет ногами кос-тюмчик, который вы так кропотливо выбирали, и рвет ненавистный ворот свитера либо выдирает с мясом пуговицы…
Даст ложку крохе. Он не нарочно марает все вокруг — просто руки плохо развиты, координация движений недостаточна.
По другому: В три года ребенок, естественно, будет аккуратнее, но уже так привыкнет лениться за столом, что переучить его будет еще большей мукой…Первой у малыша начинает развиваться конкретно бытовая самостоятельность. Ребенок обучается сам посиживать, вставать, ходить, гласить, держать чашечку и ложку, снимать и надевать одежку, добираться до заинтересовавшего его предмета либо игрушки, манипулировать ими. Главное здесь — впору увидеть энтузиазм малыша к тому либо иному действию и поддержать его. А когда он научился, стараться как можно пореже делать это за него.
11–13 месяцев
Научившись отлично ползать, малыш получает свободу передвижения. У крохи возникают возлюбленные игрушки и занятия. «Неугодную» погремушку малыш может встречать недовольным кликом, выбрасывая ее из кровати, а понравившуюся — добиваться опять и снова.Мудрейшая мать: Уберет на время раздражающую игрушку. Может быть, кроха станет играть с ней через месяц-другой.
Организует в квартире неопасное место и предоставит малышу свободу действий.
По другому: Недостающая свобода передвижений и исследовательских работ тормозит умственное развитие малыша. К тому же смотреть за крохой каждую секунду — практически неосуществимая задачка. В какой-то момент малыш все таки «дорвется» до запрещаемого. Результаты могут быть очень печальными…
1,5 года
Ребенок стремится не просто изучить вещи, а иметь дело конкретно с теми, которые в большинстве случаев лицезреет в руках родителей: мамин мобильный телефон, бабушкины очки, дедушкина отвертка, папин ноутбук… Ни на какие замены — игрушечные, яркие — он не согласен. Конечно, предостерегая от неаккуратности и обучая правилам безопасности. Энтузиазм малыша не просто ко «взрослым», а конкретно к «родительским» предметам и действиям связан с тем, что он желает стать таким же огромным и опытным, «как мать и папа». Намерение суровое и хвалебное.
И со слезами и визгом достигает желаемого…Мудрейшая мать: В 1-ый же раз, когда малыш берет «взрослую» вещь в руки, гласит о том, что это очень суровая штука и разъясняет, как и зачем ею пользуются.
Если он ощутит, что вы его поддерживаете, то будет внимателен и аккуратен: как
иначе — ведь ему доверяют, его считают равным!
По другому: Достаточно стремительно он решит, что мир взрослых — для взрослых, а он — небольшой, глуповатый и неискусный. И попасть в «заветное» можно только тайком — без спросу, когда никто не видит… Это прямой путь в инфантилизм, воровство, «плохие компании», алкоголь, наркотики…
Если вы старательно удерживаете малыша от этих наблюдений и игр, в дальнейшем ему будет тяжело устанавливать контакты со сверстниками.8–10 месяцев Ребенок осваивает манипуляции с ложкой, желает сам есть, размазывая кашу по столу, одежке, отталкивая мамину руку.Мудрейшая мать:
Мудрейшая мать: Соображает, что это очень принципиальный шаг развития малыша, связанный с тем, что он наконец начал обдумывать себя как «отдельного» человека, со своими идеями, желаниями, с возможностью действовать без помощи других. Чем спокойнее предки воспринимают детское бунтарство, тем резвее оно проходит…
9–10 месяцев 1-ый всплеск энтузиазма к другим людям, детям. Ранее комфортно сидевший на маминых руках малыш просит пустить его в самостоятельное плавание, точнее, ползание. Он выгибается, требуя выпустить его из рук, вытащить из манежа, вылезает из стульчика.
Приглядитесь к тому, что вызывает энтузиазм: каталка, музыкальная с клавишами погремушка либо животное, какого материала, цвета.По другому: Выбор обычно продиктован интуитивным рвением малыша удовлетворить свою потребность в стимуляции определенных органов эмоций. Недостающая либо некорректная стимуляция может вызвать однобокость либо препядствия в развитии…
Машинки на полочке выстраиваются по ранжиру, сказки повторяются слово в слово. Шаг на лево, шаг вправо — скандал, вопль, слезы и требование немедля сделать все «как полагается».
Мудрейшая мать:
Поддержит малыша в его стремлении к порядку и размеренности во всех проявлениях жизни: от размещения игрушек до режима денька. Ведь таким макаром малыш познает границы: личностные, временные, пространственные. Упорядоченный мир предсказуем, а означает, неопасен.
По другому: Если упустить это время, так именуемый «сенситивный период порядка», позже во много раз труднее будет приучивать малыша убирать игрушки, класть вещи на место, не лезть «не в свое дело», соблюдать правила этикета. К тому же «разболтанный мир» провоцирует в ребенке развитие неуверенности, страхов и комплексов.
2,5–3 года
Все это — неосознаваемые малышом методы снять стресс (психическое напряжение из-за неудовлетворенной потребности в активном материнском присутствии). Естественно, это не означает, что вы должны не отходить от крохи ни на шаг. Даже грудничок по мере надобности может побыть часок-другой без матери. Принципиально отыскать «золотую середину», когда и вы, и ребенок ощущали бы себя замечательно.
4–5 лет У малыша начинают формироваться собственные узконаправленные интересы, не непременно связанные со сферой деятельности либо хобби родителей: определенный вид спорта либо рукоделия, танцы, музыка, рисование, поэзия, математика, техника, животные. Он настаивает, чтоб его записали конкретно в таковой кружок (секцию, студию), просит, чтоб конкретно «об этом» были покупаемые книги либо разрешенные к просмотру телепередачи, сводит к избранной теме большая часть собственных игр, рисунков, дискуссий.
Без помощи взрослых крохе не обойтись. Ребенок должен освоить «формулы» общения, а ведь на первых порах он и говорить толком не умеет! Поначалу обходительные фразы придется произносить маме так же, как и давать подсказку, как выйти из той либо другой ситуации.
По другому: Ребенок может просто попасть в замкнутый круг негативных моделей поведения: он некорректно себя повел, за это его не приняли в игру, вследствие чего он стал более агрессивен, и сейчас с ним не желают играть совсем. Переучиваться в данном случае очень трудно.
3 года
КРИЗИС! Упрямство, негативизм, скандалы. Все только по-своему, наперекор, даже если сам отлично соображает, что действует для себя во вред…
Мудрейшая мать: По способности не препятствует чаду в выборе цвета, фасона, мягкости ткани, сочетания частей одежки и других мелочей. Не нравятся ребенку вещи с пуговицами — покупает на молнии, не желает носить зеленое — пусть прогуливается в красноватом.
По другому: Саркастическое, легкомысленное, равно как и лишне усердное отношение к увлечениям малыша вредоносны. 1-ое учит его флегмантичному отношению к собственному существованию в этом мире, 2-ое может уничтожить всякий чуть зародившийся энтузиазм. Золотая середина — в следовании за самим малышом, в предоставлении ему способности развиваться в своем темпе и направлении.4,5–5,5 лет Ребенок начинает ревниво смотреть за соблюдением собственных прав, данных обещаний, заключенных договоров. И наоборот…
Вредные советы
Рвение стать самостоятельным, способным стопроцентно обеспечивать свое существование, заложено в человеке самой природой. «Я сам!» — без утомились говорит чуть научившийся произносить слова кроха. И от нас, родителей, зависит, сумеет ли он в будущем твердо полагаться на свои силы и умения либо так никогда и не выяснит мир за пределами маминой юбки…Основная трудность, подстерегающая нас на этом пути, состоит в том, что свое рвение к самостоятельности малыши часто облекают в малоприятную для родителей форму — упрямства, неповиновения, скандального визга… И тут принципиально осознать, когда они ведут себя плохо из «вредности», а когда — это просто «болезнь роста», шаг в развитии, без которого никак не обойтись.
Ему такового «мастерства» никогда не достигнуть, не стоит и пробовать.
«Это ты мне назло, да? Вот я для тебя на данный момент устрою!»
Малыш будет мыслить, что за всеми его действиями окружающие лицезреют некоторый «злой умысел». Меж тем сознательно причинять вред малыши могут только уже в школьном возрасте. К тому же детки просто отвлекаются, им тяжело сосредоточиться на каком-то действии. А еще для дошкольника практически не существует понятие «времени»: ему что 5 минут, что 5 часов — все едино… Собираясь делать что-то с ребенком, пытайтесь исходить из его, а не собственной, скорости.Мать рядом О том, что ребенок начинает принимать себя как отдельную личность, свидетельствует закрепление в его лексиконе местоимения «я» в возрасте около 2,5–3 лет.
Ранее им такое просто не под силу.«Кончай копаться! И откуда только у тебя руки вырастают?» Такие фразы никак не обучат малыша быть «быстрым». На то, что у вас занимает пару секунд, малышу нужно 5 минут — из-за «непослушных» рук.
Ранее детки обычно молвят о для себя в 3-ем лице: «Петя пошел», «Катя играет». Ранее момента мать (либо человек, с рождения ее заменяющий) нужна малышу как воздух. Без нее он ощущает себя брошенным и злосчастным. Иногда маме кажется, что занятый игрой либо мультиком малыш и «не заметил» ее отсутствия. Но позже, «вдруг», ребенок начинает привередничать, плохо есть, у него внезапно подымается температура, болит живот… Некие детки, напротив, становятся перевозбужденными, носятся, кричат, визжат. Либо дерутся, кусаются, хулиганят. 2-ой «всплеск» социализации. Ребенок желает не просто играть посреди других деток, ему принципиально, чтоб они воспринимали его игру, его правила, без промедления отдавали понравившуюся игрушку. От-стаивание себя может принимать иногда очень брутальные формы.
Мудрейшая мать: Употребляет каждую возможность, чтоб направить внимание малыша на положительные социальные модели. Посодействуют в этом мультики, сказки, сюжетно-ролевые игры, кукольный театр: обсудите и проиграйте, что случилось с героем. Как он вышел из этой ситуации? «А что бы сделал ты? И что бы из этого вышло? Почему?»
Мудрейшая мать:
Радуется: «а вдруг у него, вправду, талант!». И отыскивает возможность удовлетворять энтузиазм малыша как можно более много. Правда, о «профессионализации» увлечения пока гласить все таки не стоит — лучше подождать несколько лет, пока он разберется с азами.
По другому: Не научившись добиваться собственного словами, ребенок станет отстаивать себя кулаками. Или — тот, кто нравом послабее — окажется задавленным, забитым, безгласным. Словом, тряпкой, а не человеком. Кстати, считается, что чем ярче кризис 3-х лет, тем спокойнее — подростковый.
Дуется, дуется, скандалит, если соображает, что его околпачили.
Мудрейшая мать:
До того как давать обещание (в особенности в заслугу за преодоление ребенком сложностей), поначалу пошевелит мозгами о том, как будет его делать. Честно признается и извиняется, если осознает, что что-то не высчитала (к примеру, из-за изменившихся событий).
По другому: На своем примере вы обучите малыша грубым манипуляциям и лживым обещаниям. Желали бы вы оказаться на его месте?
Шаги к успеху
Формированию и развитию самостоятельности малыша содействуют:
1. Способности бытового самообслуживания: без помощи других есть, одеваться, мыться, воспользоваться туалетом, убирать за собой.
2. А после полугода малыш начинает уже еще более осознанно принимать и мир вокруг, и свои деяния. Позвольте ему быть самостоятельным!6–7 месяцев
Самое простое — накрыть на стол, полить цветочки, разложить незапятнанное белье, посодействовать вытереть пыль, пропылесосить, смотреть за наличием незапятанной воды у домашних животных. Обязанности ни при каких обстоятельствах нельзя разделять на «женские» и «мужские».
4. Познание правил этикета, обходительных вопросов, умение вести себя в чужом доме, за столом.
5.Познание правил дорожного движения, умение воспользоваться публичным транспортом.
6. Умение ориентироваться в пространстве: отправляясь в парк, торговый центр, договаривайтесь с ребенком старше 5 лет, что он должен делать, если потерялся, где вы будете друг дружку ожидать («в центре у фонтана»). Ребенок 4–5 лет должен верно знать полные имена родителей, адресок, уметь дома воспользоваться телефоном.
7. Возможность делать свой выбор. Если это не делает особенных неудобств, пусть решает сам, в какой одежке пойти в сад, куда отправиться гулять, что подарить отцу на денек рождения. Не считайте вкусы и предпочтения малыша «глупыми капризами», не стоящими внимания!
Чуткость и бдительность ухаживающих за малышом взрослых — залог того, что в дальнейшем вы можете просто договариваться с ребенком, он будет открыт к вашим резонам, а поручения станет делать еще охотнее. Проявляться это может в том, что вы кормите кроху по просьбе либо после введения прикорма заставляете съедать «ложечку за маму, папу, котика». Позволяйте малышу самому установить ритм сна, бодрствования, время гимнастики, купания (ведь это не непременно делать только вечерком, можно и деньком, и днем).