помаши тете ручкой
Нередко матери недоумевают — для чего они необходимы, «глупые» и «примитивные», часто плохо рифмованные строки? Меж тем, невзирая на низкое качество четверостиший конкретно как поэтического материала, полезность от их большущая. Они развивают и активный, и пассивный словарный припас малыша, учат его наблюдательности, помогают освоить азы знаковых систем — все это понадобится при обучении чтению и арифметике. Простые стишки и их повторение развивают память и в игровой форме демонстрируют, как верно заучивать стихи назубок — при помощи ассоциативного ряда.
Демонстрируя пальцем, выделяем и закрепляем определенный предмет. Предки, к тому же, обычно именуют его — так слово за словом формируется пассивный словарный припас малыша. Во-2-х, для того чтоб показать пальцем, малыш должен «выделить» указательный из всех других, которые он зажмет в кулачок. Освоение этого движения очень принципиально для развития моторики руки.
Перст указующий • В доречевой период дети употребляют до полусотни жестов: кивают и крутят головой, протягивают ладошку и делают отталкивающее движение, вытягивают пальчики, демонстрируют на их различные количества, машут ими в символ приветствия либо прощания, гладят, шлепают и т.д. Половине из их детки учатся совсем безотчетно. Вторую половину им специально демонстрируют предки: для того чтоб облегчить взаимодействие, привить способности этикета и правильного поведения.
По этой причине малыши обычно поначалу путают надлежащие слова, говоря «да(й)-да(й)-да(й)» заместо «на-на-на», и напротив. Неурядица устраняется приблизительно к 19–20 месяцам. • Но уже в 7–8 месяцев родителям стоит направить внимание на то, чтоб малыш обучался осознавать: дать предмет — означает не только лишь протянуть его по направлению к просящему, да и разжать пальцы и выпустить его из рук.
• Использовать жесты как можно почаще при любом комфортном случае.
• Выбирать легкие для освоения ребенком жесты.
• Использовать жесты только для главных слов в предложении.
• Обозначать жестами уже знакомые и достойные внимания ребенку предметы, ассоциируя знаковое изображение
Обычно в это время на вашу просьбу «дай мне игрушку» он вытянет руку по направлению к для вас, но не даст, а коснется ей вашей ладошки. Покажите ребенку, что игрушка, которую вы забираете у него, никуда не исчезает, а остается у вас, и вы с наслаждением отдадите ее малышу назад, если он об этом попросит («дай-дай-дай»). Можно пару раз повторять эту ситуацию в форме игры, обучая кроху этим принципиальным жестам. • А в 12–14 месяцев пора учить малыша брать предлагаемый ему предмет (в особенности, если он узкий либо маленького размера) не всей ладонью, а 2-мя пальцами: огромным и указательным.
И от того, как ребенок обладает «жестовым разговором», почти во всем зависит быстрота овладения речью в будущем… И дело тут не только лишь в том, что движение руки, ладошки, пальцев — это стимулирование речевых центров мозга через маленькую моторику. Жесты не просто связаны с речью. Они в ней участвуют, являясь — как слова в дальнейшем — инструментарием общения.
• Один из важнейших жестов, которым кроха может научиться уже в 7–9 месяцев — указание на что-либо. При этом конкретно пальцем, вроде бы неблагопристойно это ни смотрелось исходя из убеждений «взрослых» культурных требований. Обстоятельств этому несколько. Во-1-х, демонстрируя всей кистью, мы определяем направление взора.А вот 1-ый жест малыша предки запоминают изредка. И напрасно: ведь способности общения, умения контактировать со взрослыми закладываются у крохи за длительное время до того, как он выучится гласить. Только общение это — невербальное, происходит с помощью мимики, плача и жестов.
Оно — предпосылка того, что кроха сумеет управляться с ложкой и ножиком, карандашом и кисточкой, застежками,
резинками, шнурками, ключами.
• Учить малыша демонстрировать пальчиком следует начинать, когда вы поймете, что он может сжимать и разжимать пальцы по собственному желанию, когда вы читаете с малышом книгу. Так что указывайте поначалу сами пальцем
на его возлюбленные рисунки, называя их, позднее уже будет можно указывать на их пальчиком малыша, сложив собственной рукою другие пальчики дети в кулачок.
• Сначала кроха будет хлопать по понравившейся ему картинке ладошкой (7–8 месяцев), в возрасте 10–11 месяцев ребенок уже может научиться указывать на все пальчиком.
• Позднее — в 14–16 месяцев — ребенок употребляет указательный жест вкупе со своими первыми слогами и словами, чтоб указать местопребывание предмета. Когда вы спрашиваете
у него, к примеру, «Где мячик?», малыш отвечает: «Мя» и показывает пальчиком туда, где он находится. Очень стремительно жест заменяется словом «там». И для малыша около полутора лет становятся обычными выражения типа «кука там» (куколка там). Другими словами жест помогает перейти к двухсловному выражению, а это, так же как и возникновение первых слов, большой шаг вперед в развитии речи.
Принципиально! Те мимика и жесты, по которым мы определяем поначалу эмоциональное состояние собственного малыша, потом начинают употребляться им преднамеренно, чтоб вызвать у нас, взрослых, нужную реакцию.
«Да» и «нет» не гласить!
«Произносить» «нет» (мотать головой из стороны в сторону) ребенок научается ранее, чем «да», и это понятно, ведь главное — уметь отрешиться от ненадобного и неинтересного, а все необходимое мать предложит сама.
• Обычно приблизительно к четырнадцать месяцам малыши научаются использовать жест отрицания при ответе на вопрос. Чуток позднее начинают гласить «у-у» либо «не», мотая головой. Нередко поначалу они мотают головой при ответе на хоть какой вопрос, даже тот, который подразумевает положительный ответ (ответ ради ответа). Очень обычный диалог: «Кашу будешь?» — «У-у» (негативно мотая головой). «А банан?» — «У-у» (берет банан и опять негативно мотает головой).
Гудвина показало, что малыши, которые использовали знаки и жесты, резвее обучаются гласить и читать, успешнее развиваются умственно.Дружба начинается с ухмылки • Ухмылка — 1-ый жест, который связывает новорожденного малыша и мама. Когда мать в первый раз лицезреет отрадную мордочку собственного малыша, она ощущает счастье единения со своим ребенком, и это их еще более сближает.
Этот жест на исходном шаге беззвучен, позднее кроха научается гласить «да», кивая головой. Так же как и жест отрицания, жест согласия поначалу может быть игрой для егозы.
Принципиально! Ребенок очень нередко показывает жест не в ответ на вопрос и не как реакцию на просьбу взрослого что-либо показать либо сделать, а просто чтоб привлечь внимание близких к для себя.
«Дай» либо «на»?
2-ой по распространенности жест — «дай». Он тоже очень важен. В коррекционной педагогике есть наблюдение: если ребенок стал сжимать ладонь, когда что-то просит, то скоро он заговорит.
Это могут быть хороводные игры, пальчиковые, кулачковые, сюжетные, подвижные — главное их отличие от обыденных стихов в том, что каждую строку аккомпанирует определенное действие. «Тук-тук-ток — строим небольшой домок», «по реке плывет кораблик», «паучок ползет по ветке» — эти и подобные слова повторить малыш не может. Зато просто их проиллюстрирует: стуком кулачков, перебором пальцев, сложенными в определенную позицию ладошками… Простые из этих игр рачительные матери предлагают детям уже в 3–4 месяца, развлекая чадо либо сопровождая ими кормление, одевание, гимнастику, купание и другие «режимные» моменты. Наверняка, самые известные такие игры — «ладушки» и «сорока-белобока». Потому очень принципиально, чтоб предки направляли внимание на эту беззвучную, но нередко очень информативную часть общения со своим малышом.Расскажи и покажи При обучении малыша языку жестов следует придерживаться неких легких правил:
с действием: «Посмотри, вон птички полетели! Как они крылышками машут? Вот так (делаем волнообразные движения скрещенными кистями рук). А вон, смотри, кораблик поплыл. Вот так (складываем ладошки лодочкой и показываем, как он плывет по волнам)».Факт! Если малыш получает удовльствие от какого-нибудь жеста, гордится тем, что у него наконец вышло это сложное движение, он может использовать его, отвечая на все вопросы взрослых.
Можно поиграть с малышом в «птичку», предложив ему хватать «клювиком» орехи, камни, карандаши либо ложечки.
Факт! Проводившееся в течение 20 лет исследование американских ученых Л. Акредоло и С. • Нередко малыши употребляют этот жест к тому же как приставку «не», другими словами как вообщем хоть какое отрицание, к примеру, если малыш гласит «би-би» и показывает на игрушку, сразу мотая головой, то это может означать, например, что это не машинка, а что-то другое. • Особенным жестом (разводя руками) детки демонстрируют отсутствие чего-либо, и ему предки также преднамеренно учят детей, показывая этот жест со словами «пропал/спрятался/нету/не видно». • В 14–16 месяцев можно обучить малыша кивать в символ согласия.
Движения же принуждают малыша включить в эти процессы все тело: таким макаром формируются перекрестные связи меж полушариями мозга, чувство ритма, чувство времени, пространственные представления.
• Уже в два года малыш способен показывать около дюжины разных чувств. Не считая плача и хохота, он употребляет еще мимические и жестовые средства для их передачи, к примеру, взмахивает ручками от радости, выставляет губу (как в исходный момент плача) от обиды, морщит нос и нахмуривает брови либо топает ножками от злобы, сжимает кулаки и сурово машет рукою. По-особому небольшой ребенок выражает чувство стеснения. Вы, естественно, не раз следили эту сцену — ваш малыш ежится и утыкается лицом для вас в грудь в ответ на вашу просьбу в присутствии людей выполнить какое-нибудь действие, которому малыша обучили.
• Словами ребенок начинает выражать свои эмоции довольно поздно. Прямо до 7–8 лет он делает это в большей степени при помощи жестов. Потому данная часть нашего с ним общения достаточно длительно остается бессловесной, и мы нередко не обращаем на нее внимания, но эти жесты могут сказать нам очень почти все.
Принципиально! Игры для детей с внедрением жестикуляции отлично развивают координацию движений, быстроту реакции крохи и крупную и маленькую моторику малыша. Последняя плотно сплетена с развитием речи.
Игры с движениями
С ними отлично знакомы те, кто прогуливается с малышом в развивающие студии, где на каждом занятии разучивают пару-тройку стишков с движениями. • Жест «дай» появляется некоторое время назад, чем жест «на». Для малыша еще важнее получить что-то, а не дать. К тому же эта ситуация сначала не рассматривается ребенком как разнонаправленная.
Денек, когда малыш произносит 1-ое слово, становится реальным праздничком для его семьи. В последующие несколько месяцев (а у кого-либо и лет) мать знает наперечет словарный припас собственного чада, хвастает прибавлениями в лексиконе, беспокоится, если их длительно нет…
Ухмылка — признак того, что малышу с матерью отлично, неопасно и комфортабельно. • Проявление чувств при помощи определенных движений запрограммировано в генах человека и, естественно, этим движениям не надо учить. К 6–8 месяцам ребенок завладевает фактически всей мимикой отрицательных и положительных чувств. Приблизительно к 8–9 месяцам малыш уже может преднамеренно использовать чувственные жесты в диалоге с мамой.