Активы и долги с точки зрения психологии
Согласно афоризму Оскара Уайльда, красота в глазах смотрящего.
То же можно сказать и о богатстве.
Согласно последним исследованиям психологов, опубликованным в одном из выпусков журнала Psychological Science, общая стоимость активов — это не единственное, что влияет на восприятие богатства, касается ли это оценки собственного благосостояния или состоятельности других лиц.
Как выяснилось, представления о богатстве меняются у людей не только в зависимости от величины собственного капитала, но и от соотношения активов и пассивов.
Группе людей, участвующей в эксперименте, было предложено рассмотреть двух гипотетических персонажей: господина Blue, имеющего $ 120 200 в активах и $ 40 200 долгов, и госпожу Green, которая обладает $ 80 200 в активах и имеет долгов всего $ 200.
Итак, кто же из них находится в лучшем положении с точки зрения людей, не являющихся финансовыми консультантами и работниками кредитных отделов банка?
Легко подсчитать, что после вычета долгов стоимость активов господина Blue и госпожи Green совершенно одинакова. Однако 79% участников опроса сочли, что финансовое состояние госпожи Green, имеющей более низкий уровень и активов, и долгов, лучше, чем у господина Blue.
При рассмотрении господина Red с активами в $ 42 400 и долгами в $ 84400 и госпожи Grey, имеющей в активе $ 400 и долгов на $ 42400, легко заметить, что, не смотря на то, что господин Red должен больше, оба имеют одинаковый отрицательный баланс.
Тем не менее, по данным исследования, 77% респондентов сочли мистера Red, имеющего больший объем долгов, более богатой персоной.
Почему же в двух этих ситуациях, когда балансы двух персонажей равны, оценки респондентов диаметрально противоположны?
Конечно, всем нравятся активы и не нравятся долги. Но, по мнению психологов, при оценке богатства люди склонны сосредотачиваться или на активах, или на пассивах, в зависимости от общей финансовой ситуации. Если имеет место превышение активов над пассивами, скорее всего больше внимания будет привлекать уровень задолженности, который выделяется на положительном фоне.
С другой стороны, когда с финансовой точки зрения все плохо и общий баланс отрицательный, больше внимания привлекают имеющиеся активы. На этой основе и происходит расстановка по шкале богатства.
Полученные данные представляют собой интерес не только для исследователей-психологов, но могут быть использованы и кредитными организациями. Будет ли клиент чувствовать себя богаче, купив в долг автомобиль, и каковы шансы, что он возьмет предлагаемый кредит?
Выходит, что выбор во многом зависит от того, какой баланс имел человек до покупки. Человек по уши в долгах вполне способен взять ещё один кредит на покупку нового автомобиля, в то время как человек с положительным балансом может отказаться от предлагаемого кредита и автомобиля.
И оба, скорее всего, почувствуют себя богаче.